.
 
 
ГРАН-ПРИ PRO-PLAN
Результаты
Фотоотчёт
Разделы сайта
Главная
Каталог пород
Галерея
Наши производители
Законодательство
Приёмная Айболита
Практическая энциклопедия
Ликбез
Школа заводчика
Как содержать кошку
Просто о генетике
Это интересно
Владельцам кошек
Кошки: племенное разведение, генетика и выставки
Что полезно
Основы разведения
Котоискусство
Наши мультфильмы
Не наши мультфильмы
Изобразительное искусство
Вышивка
Юмор
Ссылки
Ссылки
Наши банеры
Контакты
тел.: +38 (044) 587-63-95
моб.: +38 (067) 402-14-18
еmail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Форма для связи >>>
Поиск по сайту
Реклама
Advertisement
Facebook
Реклама
Главная arrow Школа заводчика arrow Класс II. Домострой

Последние новости

Версия для печати
Оглавление
Класс II. Домострой
"Урок 1. Рекомендации будущему Владельцу КОШКИ (I)"
"Урок 2. Рекомендации будущему Владельцу КОШКИ (II)"
"Урок 3. Рекомендации будущему Владельцу КОШКИ (III)"
"Урок 4. Кто в доме хозяин или как воспитать кошку?"
"Урок 5. Клички кошек (от А до М)"
"Урок 6. Клички кошек (от Н до Я)"
"Урок 7. Основы повседневного ухода (I)"
"Урок 8. Малыши"
"Урок 9. Повседневный уход (I)"
"Урок 10. Повседневный уход (II)"

Урок 4. Кто в доме хозяин или как воспитать кошку?

Вопросы на проверку:

Если Ваша кошка сделает следующее:

      • В 5-6 часов утра начнет «месить» Вас лапами или вопить под дверью спальни;
      • Будет «бодать» Вас, когда Вы с головой ушли в работу;
      • Наотрез отказывается расчесываться;
      • Сделает «кучку» рядом с горшком,

—  то что Вы сделаете? Если Ваши ответы:

Встану и накормлю ее;

  • Отставлю дела и приласкаю кошку;
  • Не стану ее расчесывать, в конце концов, колтуны можно срезать;
  • Уберу, мне не привыкать,

—  это означает, что Ваша кошка отлично Вас выдрессировала. Кошки вообще большие профессионалы по части дрессуры. Кроме того, традиционно принято считать, что именно кошка в доме хозяйка, которая милостиво позволяет человеку жить на ее территории. Разумеется, все это прелестно звучит при условии, что у Вас только одна кошка, нежно и трепетно любимая, оттого и балуемая. А если у Вас их не просто несколько... Тогда встает вопрос — так кто же в доме хозяин, т.е. кто устанавливает правила и кому следует подчиняться. И вот тут, если Вы не возьмете инициативу в свои руки, то очень скоро обнаружите, что не в силах контролировать свое кошачье племя.

Что делать?

Кошки (да и все остальные животные) делят свой опыт на приятный и неприятный. На этом нехитром принципе построены все системы дрессировки и воспитания (маленьких детей, кстати, тоже). Самая примечательная теория, когда-либо предлагавшаяся для управления поведением, называется «закон подкрепления». Он сформулирован много лет назад психологом-воспитателем Е.Л.Торндайком. Эта теория прекрасна, потому что она работает. Первоначальная методика Торндайка была улучшена Б.Ф.Скиннером, который описал условия, в которых она работает наиболее эффективно. Попросту говоря, «закон подкрепления» гласит: «Поведение, которое дает желаемый эффект, повторяется».

Другими словами, если Вам нравится то, что происходит в результате Ваших действий, Вы повторите их. Если Вам наговорили комплиментов, когда Вы были в «белом», Вы постараетесь носить белое почаще, и наоборот, если у Вас сочувственно распрашивают о здоровье, когда Вы, скажем, в лиловом, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сделать соответствующие выводы. Но тут хоть наблюдается некая благородная работа ума (пожалуй, мне лиловое не к лицу…), а что Вы скажете, когда теннисист берет ту ракетку с которой он выиграл прошлую игру, отвергая ту, с которой проиграл позапрошлую. Суеверие? Нет, «закон подкрепления»! Он действует в мире людей, но гораздо эффективней он действует в мире животных.

В своей книге «Есть ли у Вас смелость быть взыскательным?» американский психолог Д.Добсон описывал применение этого метода к своей маленькой таксе Зигмунду Фрейду (Сигги): «Я учил ее «служить». Обычно большинство такс «служат» и без обучения. Но только не Сигги! Она — самое независимое в мире животное.

В первый год ее жизни я думал, что у нее медленно работает голова; на второй год я решил, что она умственно отсталая. Теперь я понимаю, что она просто упрямая мошенница, которая все хочет делать по-своему. Все методики бессильны против Сигги, если Вы не предложите ей что-либо съедобное. Особенно она любит печенье, и я это использовал. Я ставил ее в вертикальное положение, так, чтобы она не падала секунду или две. Затем я давал ей кусок ее любимого овсяного печенья. Я поднимал ее опять и, когда она падала, снова ее кормил. Сигги прыгала по комнате, стараясь выхватить у меня оставшиеся куски, но был только один способ продлить трапезу. Даже Сигги это поняла. Меньше чем за 30 минут она стала выполнять упражнение быстро и четко. Она вообще перестала стоять на четырех лапах!… Мы быстро поняли друг друга. Теперь она твердо усвоила идею метода и применяет ее творчески. Бывает, что наша семья обедает и смотрит теленовости. Сигги располагается точно в том месте, где пересекаются наши взгляды, устремленные на экран. Там она и «служит», покачиваясь туда-сюда».

Применяя этот метод надо усвоить несколько важных правил:

Правило 1. Награда должна выдаваться немедленно.

ImageНаграда эффективней всего, когда ее дают сразу после того, как достигнуто желаемое поведение. Вы совершите ошибку, откладывая награду. Подкрепление должно быть предложено примерно через две секунды после того, как нужное поведение достигнуто. Ваша кошка гораздо быстрее научится ходить в туалет, если Вы дадите ей лакомство (н-р, витаминку) сразу, чем если задержитесь на пять секунд. Если Ваша кошка не любит расчесываться, значит с этим процессом у нее связаны неприятные ассоциации. Начните с того, что, усадив ее на столик для грумминга (на табуретку, на колени) расчешите ей головку, спинку и сразу же дайте витаминку (сухой корм, кусочек мяса и т.п.), в следующий раз — голову, спинку и грудь и опять витаминку. Через неделю, если Вы будете последовательны, все Ваши кошки будут стремглав бежать к столику, едва только увидят у Вас в руках расческу.

Правило 2. Результаты, достигнутые подкреплением, исчезают, если награды приходится слишком долго ждать.

Неподкрепляемое поведение, в конце концов, сходит на «нет». Это закон, который психологи называют «угасанием». Животный мир дает много интересных примеров угасания. Например, щука пожирает пескарей, и если ее поместить в один с ними аквариум, то скоро она останется там одна. Однако если аквариум разделен стеклянной пластинкой, отделяющей щуку от пескарей, то происходит интересная вещь. Щука не видит стекла и, в погоне за обедом, постоянно ударяется в него. Снова и снова она подплывает к стеклу и с тем же результатом. Ее поведение не подкреплено: постепенно оно подавляется. Наконец обезоруженная щука останавливается — она усвоила, что пескарей поймать невозможно. После этого стекло может быть убрано из аквариума, и пескари будут спокойно плавать вокруг своего врага. Щука не будет пытаться их съесть: она знает то, что знает — они недостижимы.

Этот принцип имеет две стороны:

ImageЕсли Вы плохо закрепили положительную привычку и пустили все на самотек, не подкрепляя ее раз за разом, Вы должны ожидать рецидива нежелательного поведения;

Пользуясь этим правилом, Вы можете свести на «нет», появившиеся у Ваших животных, нежелательные модели поведения. Т. е., если, стеная утром под дверью Вашей спальни, животные (разумеется, мы говорим о животных, хорошо накормленных с вечера) раз за разом не будут добиваться своего, они перестанут это делать.

А чтобы усилить и ускорить этот эффект, можно применить:

Правило 3. Нежелательное поведение должно вызывать неприятные ассоциации.

У меня воображение небогатое (особенно в пять часов утра), и когда поутру мой кот начинал терзать двери, я просто кидала в дверь тапочки. Но человеческая творческая мысль не знает пределов. Многие владельцы кошек советуют, что для того, чтобы отучить кошку шкодить, надо сделать так, чтобы оправление в неположенном месте ассоциировалось со страхом или отвращением. Посему эти места либо поливаются какой-нибудь бедой с цитрусовым духом (вариант: дезодорант, одеколон). Другие в момент кошачьего оправления создают шумы (крышками от кастрюль, целлофановыми пакетами и т.п.), призванные напугать животное. Некоторые, не мудрствуя лукаво, просто тычут носом нашкодивших котят, стремясь закрепить отвращение.

Один мой знакомый — физик — подошел к этой проблеме весьма творчески: закрепил в неположенном месте металлическую пластинку и пропустил ток слабого напряжения. Изверг!? Но зато кот быстро понял, какими последствиями чревато неправильное поведение. Я никоим образом не призываю извращать фантазию и придумывать какие-то новые методы «борьбы с шкодливыми котами». Усвоить предлагается следующее:

Если Вы будете только наказывать нежелательное поведение и не поощрять желательное
— успех сомнителен;
если желательное поведение будет поощряться, а нежелательное хотя бы игнорироваться
— успех гарантирован.

Если же успеха все нет и нет, проанализируйте — не подкрепляете ли Вы нежелательное поведение бессознательно.

Правило 4. Не подкрепляйте нежелательное поведение.

Определите, что в данном случае является подкреплением и избегайте этого. Этот принцип универсален. Допустим, Вы с головой ушли в срочную работу, а у кошки вдруг возникла идея приласкаться. Она подходит и трется о Ваши ноги, но Вы действительно заняты, и Вам не до нее. Тогда она вспрыгивает к Вам на колени... Не встречая реакции, она лезет к Вам на шею, трется, «бодается», и... не выдержав, Вы берете ее на руки, ласкаете, гладите, объясняете, как Вы заняты, как много у Вас работы, как Вы будете ей благодарны, если она чуточку подождет и не будет Вам мешать и т.д., и т.п....
Какой вывод сделала кошка?
— Надо быть поназойливей, и никуда он (хозяин!) не денется.

Или: рано утром кошка будит Вас… Вы не жаворонок и у Вас есть еще законный час на сон, но кошка не отходит, она месит Вам грудь, лицо, радостно при этом мурлыча и всячески выражая свою симпатию. В конечном счете, Вы, проклиная свои кошачьи пристрастия, выбираетесь из постели, зевая, бредете на кухню кормить свое несносное сокровище...
Какой вывод сделала кошка?
Вы правы — аналогичный первому.

Хозяин должен внимательно следить за тем, какое поведение он в действительности поощряет. Здесь требуется спокойствие, анализ, самообладание, последовательность и терпение.

Итоги:

  • Свой жизненный опыт животные делят на приятный и неприятный.
  • Подкрепляться должно только желательное поведение.
  • Подкрепление должно быть незамедлительным.
  • Привычки (в том числе, с трудом приобретенные), которые не подкрепляются, скоро будут оставлены.
  • Нежелательное поведение должно вызывать неприятные ассоциации, либо не вызывать никаких.
  • Никогда не подкрепляйте нежелательное поведение.

В заключение надо сказать, что я не ставила перед собой цели проанализировать все возможные ситуации в деле воспитания кошек, брались только типичные случаи. Эта статья только обобщение общих принципов дрессуры и воспитания. Используя их творчески и, главное, последовательно Вы сможете не только построить нормальные отношения со своим ненаглядным чудом, но и кардинально изменить то, что Вы с восхитительным легкомыслием запустили раньше. К слову сказать, применяя эти принципы в своей кошачьей семье, я добилась того, что мои животные не шкодят, не будят меня по утрам, очень любят расчесываться. Мне не нужен помощник, чтобы искупать их и высушить, я не затягиваю их в пеленку, когда приходится делать им уколы. Они не пугливы, доброжелательны к посторонним людям. Другими словами говоря, в нашем доме хозяин — человек, а не кошка, как это, собственно, и должно быть.

 


Последнее обновление ( 11.02.2009 )
 
< Пред.   След. >

Украинская Баннерная Сеть
 
 
  
  Яндекс цитирования